Лечение задержки речевого, психомоторного развития

Задержка речевого развития (ЗРР) возникает у детей в возрасте до 4 лет и характеризуется тем, что у ребенка возникают сложности с запоминанием, пониманием и произношением слов, словосочетаний и предложений. В дальнейшем дети могут испытывать трудности с правописанием (дисграфия), не могут успешно учиться и усваивать общеобразовательную программу. 20-30% современных детей нуждаются в логопедической помощи.

Отставание в развитии речи – тот случай, когда родителям лучше перестраховаться, чем пустить ситуацию на самотек: уже к 5 годам ЗРР приводит к отставанию в психическом развитии, а если проблема не устранена к 7-летнему возрасту, вероятность благоприятного исхода становится ничтожно малой.

В клинике АБИА с детьми, имеющими задержку речевого развития, комплексную работу проводят специалисты разных профилей: невролог, психолог, психотерапевт, логопед, рефлексотерапевт, физиотерапевт, массажист, остеопат и др. Результатом совместной работы становится значительное улучшение, а во многих случаях полное преодоление отставания в темпах развития речи.

Когда ребенок должен начать говорить: возрастные нормы 

Заподозрить задержку в развитии речи ребенка могут сами родители.

Мамам и папам стоит насторожиться в том случае, если:

  • Достигнув четырехмесячного возраста, младенец не улыбается и не реагирует оживлением на голос родителей;
  • В 8 месяцев не повторяет слоги;
  • В 1 год не знает названий наиболее употребимых предметов и говорит менее 10 слов;
  • В 1,5 года не выполняет простые задания и не пытается воспроизвести слова вслед за взрослыми;
  • В 2 года говорит менее 50 слов, не учит новые словоформы, не формулирует простейшие фразы;
  • В 2,5 года не может сформулировать фразы из 3 и более слов;
  • В 3 года в речи нет своих собственных предложений, ребенок повторяет только заученные фразы (например, из мультфильма), не выговаривает слова целиком, вместо ответа на вопрос повторяет вопрос, говорит медленно;
  • В 4 года не говорит длинными предложениями с использованием всех частей речи, не может объединить слова в группу.
  • В 5 лет речь ребенка не приблизилась по объему словарного запаса, грамматическим конструкциям и чистоте к речи взрослого.

Допустимо отклонение от указанных норм не более, чем на четыре месяца.

Ранняя диагностика патологии 

Заподозрить нарушение развития речи можно уже у совсем маленького ребенка.

Первым специалистом, к которому следует обратиться родителям, является детский невролог. Для выявления причины задержки психомоторного и речевого развития и определения с дальнейшей тактикой, детский невролог назначает диагностические исследования.

В нашей клинике ребенок может пройти такие обследования, как ЭЭГ, УЗИ головного мозга, исследование сосудов головы и шеи, получить на месте консультации других специалистов, участвующих в коррекции ЗРР у детей.

Причины ЗРР И ЗПРР

В большинстве случаев ЗРР и ЗПРР имеют объективную причину:

  • Повреждения, кисты, врожденные или приобретенные отклонения в развития головного мозга (в том числе и микроизменения), которые могут быть спровоцированы внутриутробными инфекциями, тяжелыми родами, недоношенностью, рядом заболеваний матери;
  • Повышенное внутричерепное давление;
  • Снижение слуха;
  • Психические заболевания.

Второй группой факторов, провоцирующих задержку речи у ребенка, являются социальные:

  • Гиперопека взрослых;
  • Дефицит речевых контактов;
  • Психологические травмы.

При выявлении одной или нескольких причин из этой группы работу с ребенком и родителями проводит детский психолог и психотерапевт.

Лечение задержки речевого и психоречевого развития 

Подход к коррекции ЗРР и ЗПРР будет отличаться от ребенка к ребенку. Спектр рекомендуемых мероприятий зависит от причины, вызвавшей речевое отставание, степени его выраженности, психологических и физиологических особенностей ребенка, его возраста.

  • Как правило, лечение начинается с того, что невролог назначает препараты, стимулирующие мозговые процессы и речевой центр, а также средства, являющиеся необходимыми строительными материалами для клеток головного мозга.
  • Психолог проводит индивидуальные развивающие занятия с ребенком, целью которых является стимулирование речи, развитие мышления, памяти, внимания, а также мелкой и крупной моторики, важной для формирования речи.
  • Логопед учит ребенка правильному произношению звуков, при необходимости выполняется логопедический массаж.
  • Рефлексотерапия хорошо зарекомендовала себя у детей с ЗРР: микротоки через связанные области на теле без применения лекарств стимулируют центры головного мозга.
  • Остеопатия помогает восстановить нормальное кровоснабжение страдающих органов, снять напряжение в мышцах и связках речевого аппарата.
  • Физиотерапия и лечебный массаж ускоряют психомоторное развитие, дают хороший эффект у детей с ДЦП, отстающих в речевом и психическом развитии.

Комплексный подход к проблеме ЗРР и ЗПРР позволяет воздействовать на проблему с разных сторон и дает лучшие результаты за наименьший срок. Результатом лечения задержки речи является значительное ускорение темпов развития речи, а во многих случаях удается полностью справиться с отставанием ребенка в психомоторном и речевом развитии.

Чтобы увериться в том, что речь вашего ребенка соответствует нормам, а также своевременно помочь ему, если будет диагностирована ЗРР, запишитесь на прием к неврологу на любой удобный для вас день.

РАЗВЕРНУТЬ

СПЕЦИАЛИСТЫ

СТОИМОСТЬ УСЛУГ

Прием (осмотр, консультация) детского невролога первичный2700 руб.
Прием (осмотр, консультация) детского невролога повторный2500 руб.

АКЦИИ

ФОТО И ВИДЕО ГАЛЕРЕЯ

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ